Госкорпорации обвинили в стимулировании коррупции
NewFact    NewFact    NewFact     NewFact        NewFact         NewFact
Политика Экономика События Общество
Обзор СМИ
Новости дня
NF
То чего нет на ТВ
08.04.2008
Госкорпорации обвинили в стимулировании коррупции
Михаил Делягин предостерегает от новой аферы по разворовыванию государственных средств и
активов
 
"Независимая газета", 08.04.2008,  Алексей Щеглов
 
   Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Михаил Делягин не видит перспектив у ныне формируемых госкорпораций.
 
Созданные и создаваемые в России госкорпорации вряд ли смогут выполнить возложенные на них функции по
модернизации экономики. В то же время переданные в их распоряжение госактивы и огромные финансовые
средства рискуют быть потраченными неэффективно и разворованными. С таким предостережением вчера
выступил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, государство имеет
право контролировать командные высоты в экономике, однако в нынешнем виде из-за отсутствия механизмов
эффективного контроля за их деятельностью госкорпорации выгодны лишь коррупционерам от бюрократии.
 
Госкорпорации имеют право на жизнь и могут быть эффективны, но не в том виде, как это происходит сегодня,
заявил вчера Михаил Делягин. По его словам, аналогичные структуры существуют во многих странах мира и
успешно функционируют. Например, в Великобритании много лет существуют так называемые «публичные
корпорации», деятельность которых не вызывает значимых нареканий со стороны экономистов и
общественности. При этом существенным моментом является то, что госкорпорации должны создаваться для
выполнения общественно важных, прежде всего инфраструктурных функций, а не для получения прибыли.
 
Экономист напомнил, что в России был достаточно успешный опыт создания предшественников
госкорпораций. Так, после дефолта 1998 года возникла необходимость оздоровления финансовой сферы, и эта
задача была возложена на Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое в 2004 году
было преобразовано в Агентство по страхованию вкладов. «В свое время АРКО успешно выполнило
возложенные на него функции, несмотря на то что действовало в потенциально коррупциогенных условиях, но
сейчас этот позитивный опыт почему-то забывается», - посетовал экономист.
 
Принципиальный недостаток сегодняшних госкорпораций заключен в механизме их создания. А именно в том,
что имущество и деньги передаются им безвозмездно в собственность. Единственное исключение на фоне
остальных шести корпораций составляет в этом плане Росатом, так как при ликвидации его имущество будет
возвращено обратно в госсобственность. «Это заставляет предполагать, что, возможно, готовится масштабная
афера по приватизации тех активов, которые останутся от некоторых госкорпораций после их ликвидации», -
предположил Делягин.
 
Помимо того обстоятельства, что госкорпорации не могут быть признаны банкротом - а это позволяет им
хозяйствовать максимально неэффективно, в законодательстве не предусмотрены действенные процедуры по
контролю за их деятельностью. Согласно правилам, госкорпорации обязаны публиковать годовую отчетность и
раз в квартал отчитываться исключительно перед правительством, в то время как другие контрольные органы
не уполномочены отслеживать их деятельность. Поэтому степень публикуемой ими финансовой информации
окажется существенно менее информативной, чем у таких экономических субъектов, как открытые акционерные
общества, а контролируемость и прозрачность деятельности равна нулю. «Что такое контроль правительства,
мне слишком хорошо известно - это отсутствие контроля, - сказал Михаил Делягин. - По факту выходит, что
госкорпорации более закрытые структуры, чем «Газпром».
 
Этот, мягко говоря, странный правовой каркас создает исключительно благоприятную среду для того, чтобы
полученные в безвозмездную собственность госкорпорациями средства расходовались бесконтрольно и
абсолютно неэффективно. Так, даже президент сможет их контролировать только путем изменения
законодательства и посредством назначения-смены главы госкорпорации. При этом цели, которые поставлены
перед госкорпорациями, носят крайне нечеткий характер. Единственное исключение, по мнению Делягина,
«Олимпстрой», через который к 2014 году пройдет примерно половина финансов, выделяемых на проведение
Олимпиады, и который на эти средства возведет известное число объектов. Остальные же госкорпорации
могут заниматься, что называется, самодеятельностью. Например, в Фонд содействия реформе ЖКХ вложено
240 млрд. долл., но самые интенсивные дискуссии, как можно понять, идут не о том, как восстанавливать
ветхое и аварийное жилье, а о том, в какие финансовые инструменты повыгоднее вложить «временно
свободные остатки средств». Еще парадоксальнее ситуация с «Роснанотехом». Мало того что его сфера
деятельности отчасти пересекается со сферой компетенции госкорпорации «Ростехнология» (бывший
«Рособоронэкспорт»), так «Роснанотехнология», получившая в 2007 году из бюджета плюс к 130 млрд. руб.,
переданных в управление, еще 35 млрд. руб. дополнительных вложений в свой уставный капитал, имеет целых
два года в запасе, чтобы определиться, куда вложить выделенные средства.
 
«При слабости контроля выделенные на госкорпорации средства, скорее всего, пойдут не на целевое
использование, а на строительство офисов и раздувание штатов. Часть средств, вероятно, будет честно
разворована, в том числе через заказ бессмысленных исследований», - предупреждает Делягин.
 
По его словам, складывается впечатление, что создание госкорпорпораций стало своеобразной предвыборной
платой российской бюрократии. «В старые времена подкупали пенсионеров, но сейчас от народа на выборах
ничего не зависит, и теперь подкупают чиновников, - заключил экономист, уточнив, что «многие
госкорпорации доживут до момента смены политического строя и будут чувствовать себя прекрасно, но потом
их ждет крайне болезненная поверка результатов».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайт управляется системой uCoz