Основы праведности
NewFact    NewFact    NewFact     NewFact        NewFact         NewFact
Политика Экономика События Общество
Обзор СМИ
Новости дня
NF
То чего нет на ТВ
13.04.2008
Основы праведности
 
Ведомости, 11.04.2008, №66(2088), от редакции
 
Русскую православную церковь по-прежнему беспокоит недостаток нравственности в экономике. Попытки
выработать вместе с бизнесом какие-то конвенциональные нормы пока не очень эффективны.
 
На днях состоялось первое заседание экспертного совета «Экономика и этика» при отделе внешних церковных
связей Московского патриархата. Патриарх Московский и всея Руси Алексий IIприветствовал участников
своим посланием, в котором напомнил православную трактовку хозяйственной деятельности: «Созидательное
исполнение Божией заповеди возделывать и хранить землю (Быт. 2.15), творческое преображение
окружающего мира, соработничество Богу, исполнение Его замысла о мире и человеке. Хозяйственная
деятельность приобретает высший смысл и становится наиболее эффективной именно в том случае, когда
забота о личном благосостоянии перестает быть главной мотивацией, уступая первое место служению людям».
Патриарх подчеркнул, что создание нравственной атмосферы в обществе необходимо «для развития
национального производства и модернизации российской экономики с опорой на базовые духовные ценности
Отечества». Глава ОВЦС митрополит Кирилл конкретизировал это положение: РПЦ надеется принять участие
в разработке Концепции развития страны до 2020 г.
 
Церковь не впервые задумывается об этической стороне экономики. Соответствующие положения содержатся
в Основах социальной концепции РПЦ (2000 г.), Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании,
принятом VIII Всемирным русским народным собором в 2004 г. Свод представляет собой как раз результат
совместного творчества церкви и бизнеса. Однако эффективность этих договоренностей оказалась низкой, что
признают и представители церкви, и предприниматели в том смысле, что те и другие считают общую
ситуацию с нравственностью в экономике и обществе плохой.
 
Понятие традиционной хозяйственной этики православия вопрос дискуссионный. И в этом смысле регулярное
обсуждение темы полезно, как полезно любое осмысление процесса и своего места в нем.
 
В протестантизме (который благодаря Максу Веберу считается духовным родителем капитализма) успешное
хозяйствование было средством индивидуального спасения души. Попытки вслед за Вебером создать стройную
теорию православной хозяйственной этики к единому результату не привели. Тем не менее общие оценки
возможны.
 
В отличие от католической церкви, недавно признавшей крупное богатство социальным грехом, Русская
православная церковь не склонна к таким жестким определениям. «Церковь учит, что отказ в оплате честного
труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом» (Основы социальной
концепции). С другой стороны, «Церковь призывает общество к справедливому распределению продуктов
труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый больного, трудоспособный престарелого».
Между тем единого взгляда на хозяйственную этику православного человека у русских религиозных философов,
писавших об этом, не сложилось. Не было даже согласия по важнейшему вопросу о частной собственности,
которую католическая церковь относит к категории естественных прав. Одни считали этот институт базовым
для личной и хозяйственной реализации человека (Иван Ильин), а другие опасным для души (Николай Бердяев).
Дискуссия, таким образом, продолжается. Ведь с «базовыми духовными ценностями» наблюдается серьезная
проблема. Материальное по-прежнему главнее: на вопрос ВЦИОМ «Чего россиянам не хватает в жизни?» 71%
ответили материального достатка, 23%  уверенности в себе и лишь 19%  нравственных принципов. При этом
главными целями они считают «жить не хуже, чем большинство семей в нашем городе» (45%), «жить лучше,
чем другие» (21%), или «как-то свести концы с концами» (21%). По данным исследований Института
социологии РАН, трудовые ценности россиян значительно изменились с начала 1990-х к середине 2000-х гг.
Главные результаты усиление мотива зарплаты (с 86% почти до 100%) и ослабление мотива самореализации (с
57% до 34%).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайт управляется системой uCoz