Стране пообещали революцию зарплат
NewFact    NewFact    NewFact     NewFact        NewFact         NewFact
Политика Экономика События Общество
Обзор СМИ
Новости дня
NF
То чего нет на ТВ
14.05.2008

Стране пообещали революцию зарплат

В ближайшие годы заработки бюджетников догонят зарплаты в частном секторе
 
"Независимая газета", 14.05.2008, Михаил Сергеев
 
Власти готовятся сломать зарплатные стереотипы россиян о том, что в госсектор люди идут работать либо в
расчете на взятки, либо изначально смирившись с нищенским существованием. В ближайшие годы заработки
бюджетников догонят зарплаты в частном секторе. Об этом вчера заявил замглавы Минздравсоцразвития
Александр Сафонов.
 
Опережающий рост госзарплат будет учитывать вклад работника в конечный результат работы бюджетного
учреждения. Впрочем, уже свершившийся ранее бурный рост зарплат в сфере госуправления не повысил
качества работы чиновников. Поэтому и рост зарплат остальных бюджетников может увеличить госрасходы, но
не улучшит качество работы госсектора.
 
 «Мы надеемся, что в ближайшее время достигнем уровня заработной платы в бюджетной сфере, который будет
соответствовать внебюджетным секторам», - заявил ИТАР-ТАСС замглавы Минздравсоцразвития Александр
Сафонов на встрече представителей министерств труда и занятости стран «большой восьмерки» в Японии.
«Если у нас средняя зарплата по экономике 19 тысяч рублей, а в бюджетной сфере где-то на уровне 10 тысяч, то
с переходом на новую систему оплаты в бюджетной сфере она будет равна той, какая есть в экономике», -
пообещал Сафонов.
 
По данным Росстата, в последние пять лет доля занятых в государственном и муниципальном секторе
сократилась с 36,9% до 32,8% от общего числа работающих. Соответственно увеличилась и доля занятых в
частном секторе - с 50 до 55,4%. Остальные граждане работали на совместных предприятиях или находящихся
в собственности общественных организаций.
 
При этом в сфере образования средняя зарплата составляла около 66% от средней по экономике. Заработки в
здравоохранении и сфере социальных услуг превышают 75% от средних по экономике. Однако в сфере
госуправления и обеспечения безопасности средние заработки почти на 25% выше, чем в среднем по
экономике. Таким образом, выравнивание средних зарплат в частном и бюжетном секторах коснется главным
образом низкооплачиваемых категорий, но отразится и на окладах чиновников, которые не захотят отставать от
общей тенденции.
 
Опережающий рост зарплат бюджетников, по словам замглавы Минздравсоцразвития, должен помочь решить
две проблемы. «Первая - обеспечить более эффективное использование кадрового потенциала с точки зрения
оптимизации его численности, а вторая и главная - создать условия для повышения зарплаты в бюджетной
сфере более высокими темпами и увязать доход с вкладом в конечный результат деятельности бюджетного
учреждения», - отмечает Сафонов.
 
Внедрение новой системы оплаты для бюджетников, по словам чиновника, является «серьезной новацией для
России, поскольку теперь реально возникают договорные отношения между работодателем в лице
руководителя бюджетного учреждения и работником». «Трудовой договор приобретает индивидуальные
характеристики. У нас теперь не будет уравниловки, и каждый работник сможет получать более высокий оклад,
если он трудится эффективно, более производительно и более качественно», - заметил Сафонов.
 
Заметим, что недавние надежды чиновников на то, что рост зарплат госслужащих заставит их трудиться «более
производительно и более качественно», пока не оправдались. Так, например, утвержденная Концепция
административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах предполагала снизить долю издержек
бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке с 8,5% в 2005 году до 5% к 2008 году. Однако,
по данным объединений предпринимателей, заметного сокращения издержек не произошло.
 
Рост зарплат чиновников как часть административной реформы должен был повысить эффективность
госуправления, снизить коррумпированность аппарата и повысить доверие граждан к государственным
институтам и госслужащим. Утверждая в 2005 году Концепцию административной реформы, правительство
отмечало, что более 71% россиян отрицательно оценивают работу госслужащих по оказанию государственных
услуг. При этом более 76% респондентов сталкивались с коррупцией в госаппарате. И хотя с 2005 года
заработки чиновников выросли и даже значительно превысили среднюю по экономике, коррупция в
госаппарате не сократилась - так же как не выросла эффективность госуправления. В частности, в рейтинге
конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия традиционно попадает в число 25% стран
с наихудшими показателями качества институтов и качества государственных услуг.
 
История с ростом зарплат всех бюджетников может повторить историю с повышением окладов чиновникам, за
которым не последовало адекватного повышения качества и эффективности. Если в частном секторе фонд
оплаты труда напрямую зависит от эффективности работы предприятия, то в бюджетной сфере такие ясные
критерии отсутствуют. Более того, в России пока не удалось выработать бесспорных показателей, по которым
можно было бы судить о вкладе каждого работника в конечный результат деятельности учреждения, о котором
говорит Александр Сафонов.
 
Не зависимое от результата увеличение заработков в госсекторе создает ложные стимулы для молодежи,
которая выбирает место работы между частными и государственными предприятиями. Зачем участвовать в
острой конкуренции и выкладываться на 100% на частном предприятии, когда можно получать практически те
же деньги в более спокойном госсекторе? Таким вопросом задаются сегодня практически все выпускники вузов
и даже школ, многие из которых предпочитают теплые места в госсекторе. При этом государственная служба
привлекает молодежь не только растущими заработками, но и перспективой солидных коррупционных доходов,
которые стали неотъемлемой частью госуправления.
 
Увеличение доходов низкооплачиваемых бюджетников - это необходимая мера. Однако она неизбежно ударит
и по частному сектору, где сегодня производится около 60% ВВП страны. Отток кадров в бюджетную сферу
неизбежно приведет к увеличению издержек частных предприятий и вряд ли повысит их
конкурентоспособность. Впрочем, возможный масштаб этой проблемы пока неясен.
 
 «Опасность оттока кадров из частного сектора в бюджетный есть, но только на локальном уровне. В целом же
по стране численность занятых в госсекторе вряд ли увеличится», - считает руководитель Центра социальной
политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По его словам, в развитых странах работники
госсектора живут в целом не хуже остальных, однако за получение рабочего места в нем идет острая
конкуренция. Такую же ситуацию, по мнению Гонтмахера, нужно создать и в России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайт управляется системой uCoz