Государство перебрало доходов
снижения налогов поддерживают инфляция и профицит бюджета
Федеральный бюджет продолжает исполняться с опережением графика. Несмотря на то что расходы бюджета
значительно выше, чем раньше, доходы растут еще быстрее в результате профицит бюджета составил в
январеапреле 2008 года 9% ВВП. Тем самым появляется все больше аргументов в пользу снижения налогов
наращивать расходы при нынешнем уровне инфляции в 14-15% может быть опасно.
В январеапреле 2008 года доходы федерального бюджета составили 3,02 трлн руб., или 37,5% прогноза на год.
В номинальном выражении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы выросли на
58%. Расходы составили 1,94 трлн руб., или 26,2% годового плана. При этом в апреле доходы бюджета
превысили 1 трлн руб., а расходы 0,6 трлн руб. Как и прежде (см., например, "Ъ" от 18 марта и 11 апреля), и
доходы, и расходы бюджета существенно опережают и график прошлых лет, а доходы к тому же и
гипотетический "равномерный" график (на 338 млрд руб.).
Скачок доходов в апреле объясняется не только инфляцией и крайне высокими (и все еще растущими) ценами
на нефть. В апреле впервые после перехода на квартальную уплату НДС этот налог поступил в бюджет. Точные
данные о том, какую именно сумму составил платеж, появятся лишь после того, как свои данные опубликует
налоговая служба. Сейчас можно говорить лишь о разнице между апрельским сбором налогов и средним за
первый квартал 448 млрд руб.
Напомним, ожидания непропорционально высоких бюджетных изъятий экономисты ожидали, что выплаты
по НДС составят порядка 300 млрд руб. провоцировали опасения того, что в конце апреля банковскую систему
поразит кризис ликвидности. Катастрофы не случилось, а принятые Минфином и Банком России меры, в том
числе механизм размещения временно свободных средств бюджета на банковских депозитах, остались в
основном невостребованными. Одна из причин того, что события развивались именно так, продолжение роста
расходов бюджета. В январеапреле 2008 года они были на 40% выше, чем за аналогичный период прошлого
года, выше они были и как процент ВВП (16,1% и 15,3%, соответственно). При этом в апреле расходы (608
млрд руб.) оказались на 164 млрд руб. выше, чем среднемесячные в первом квартале. Кстати, этот показатель
свидетельствует еще и о том, что наблюдаемое с начала 2008 года ускорение расходов бюджета и их
приближение к "равномерному" графику исполнения бюджета отражение не столько предвыборных расходов,
сколько стремления Минфина нормализовать исполнение бюджета.
Впрочем, несмотря на все старания Минфина, избежать формирования "бюджетного навеса" и, соответственно,
ежегодно повторяющегося скачка расходов в конце года пока не удается. Разница между фактическими
расходами и равномерными на 1 мая достигла уже 529 млрд руб. Речь идет о кассовых расходах, то есть
средствах, потраченных ведомствами. Данные о расходах по финансированию, то есть средствах,
предоставленных главным распорядителям бюджетных средств, Минфин перестал публиковать в начале этого
года, предварительно отчитавшись о нехарактерно высоком исполнении своих обязательств. Иными словами,
ведомства просто не успевают освоить предоставленные им бюджетные ресурсы.
Тем временем продолжает расти профицит бюджета: в январеапреле он составил 1,08 трлн руб., или 9% ВВП,
только за апрель превышение доходов над расходами составило 484 млрд руб. Это не может не стать
дополнительным аргументом для сторонников идей как быстрейшего снижения налогов, так и
дополнительного наращивания госрасходов. И если первых уже поддержали и президент Дмитрий Медведев, и
премьер-министр Владимир Путин, то последним добиваться своего будет непросто, ведь именно крайне
быстрый рост расходов бюджета основная причина ускорения инфляции. При темпах роста потребительских
цен, превышающих в годовом исчислении 14%, и поставленной на политическом уровне задаче вернуть
инфляцию к "однозначным показателям" от правительства следовало бы ожидать некоторого ужесточения
бюджетной политики.