Увидеть заправку и умереть
К новогодним праздникам литр Аи-95 бензина будет стоить дороже 30 рублей
В мае цены на автотопливо вслед за ценами на нефть вырвались на волю. По мнению экспертов, если
не отменить запланированный на сентябрь переход на стандарт Евро-3, к концу года из-за неготовности
большинства НПЗ к модернизации бензин подорожает минимум на 20%. Авиатопливо подорожает еще
больше порядка 30%.
Нынешняя ситуация устраивает государство, которое получает с каждого литра проданного топлива до 60% от
его стоимости. И вряд ли ситуация изменится до тех пор, пока чиновники, принимающие решения, не
перестанут сами передвигаться за казенный счет. Ну действительно, что начальнику какого-нибудь
департамента или замминистра с того, что литр бензина с начала года вырос в цене к 12 мая почти на 9%
(8,9%)? А дизельное топливо подорожало на тот же период уже практически на 12%, и скоро, если темпы роста
сохранятся, если не АИ-95, то Аи-93 по цене догонит точно. Им как подавали персоналку утром для выезда на
работу, заправленную за государственный счет, так и подают. А за голову пусть хватаются остальные.
Настораживает тот факт, что если в прошлом году топливо дорожало темпами меньшими, чем фиксировалась
инфляция, то в нынешнем картина прямо противоположная. Стоимость бензина заложена в цену каждого
товара, который надо произвести, а потом доставить до места продажи, а значит, и остальные цены, в том
числе и на продовольствие, будут расти более быстро.
“ЭВ” неоднократно писал, что в нефтяной отрасли надо менять налогообложение, хотя бы в той части, которая
касается НДПИ для нефти, идущей для переработки на внутренний рынок, для отечественных автомобилистов
и транспортников. И буквально на днях новый премьер-министр пообещал нефтяникам налоговые
послабления. Вот только они вступят в силу не ранее чем в 2009 году. Налоги на переправе, знаете ли, не
меняют. Мы бы и согласны потерпеть, если бы власть не предпринимала других шагов, которые усугубят
ситуацию настолько, что ближе к зиме впору будет приехать на заправку, достать пистолет и… попытаться из
него застрелиться. Причиной тому утвержденный правительством технический регламент “О требованиях к
автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных
двигателей и топочному мазуту”, который вступит в силу с 5 сентября 2008 года. С этого дня мы переходим на
стандарт Евро-3. А с 2010 года на Евро-4. Чисто технический документ, унифицирующий требования к нашему
топливу с европейскими критериями, в конечном счете может привести к тому, что бензин подорожает к концу
года еще на 2025% (от нынешнего уровня). Ну а общий рост цен в стране тогда вряд ли уложится даже в 1415%.
По мнению председателя подкомитета по моторному топливу комитета ТПП России по энергостратегии и
развитию ТЭК Евгения Островского, причина грядущей катастрофы в том, что наша нефтеперерабатывающая
промышленность в массе своей не готова к новым стандартам. Оборудование и наладка, например, только на
одном НПЗ установки гидроочистки потребуют десятков миллионов долларов и трех лет работ. По всей стране
на данный момент существует меньше десяти НПЗ, которые безболезненно смогут перейти на новые
стандарты. О масштабности необходимых финансовых вливаний говорит и тот факт, что переоборудование к
грядущему переходу, проведенное только одной крупной российской компанией, потянуло на $500 млн.
К тому же, по мнению Островского, в России до предела монополизирован рынок сбыта нефтепродуктов. Он
считает процесс ценообразования на нем “волюнтаристским” и уверен, что никто не помешает компаниям
установить цену на бензин, например, не в $1 за литр, а в три уже к концу 2008 года. Понятно, что это
преувеличение. Глава компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов неделю назад, по сообщениям Интерфакса, сказал,
что цену в доллар за литр он считает адекватной для российского рынка. И впрямь цена на бензин у нас такая
же, как в США. В отличие от тех же зарплат, которые в России гораздо меньше, чем в США.
Так что литр бензина по цене около 30 рублей к новогодним праздникам это самый скромный, минимальный
подарок, который россияне получат от правительства к Новому году. А наложение нового регламента на
растущую цену на нефть, которая уже начала подбираться к $130 за баррель, может дать синергетический,
куммулятивный эффект. И никто не рискнет сейчас предсказывать или гадать, насколько тогда подорожает
заправка бака.
Несмотря на то, что некоторые НПЗ в рамках подготовки к переходу на стандарт Евро-3 провели или проводят
модернизацию, в целом отрасль пока не готова полностью удовлетворить спрос, говорит Михаил Фролов,
аналитик нефтегазового рынка. Поэтому в связи с возникновением дефицита предполагается рост цен на
бензин до конца года в среднем на 20%. Спрос подогревается еще и тем, что количество продаваемых у нас
иномарок существенно увеличилось. В сегменте авиатоплива цены могут подрасти еще больше порядка 30%.
Ситуация усугубляется существенным подорожанием “черного золота” на мировых рынках. А цены на
авиатопливо растут в среднем на 10% в месяц. Поэтому, к сожалению, ждать прекращения этой тенденции не
приходится. И если в ближайшее время не будут разработаны и профинансированы в должном объеме
программы по реорганизации российской нефтяной отрасли, то ситуация может серьезно осложниться.
“В последнее время в России существенно растет спрос на нефтепродукты, что напрямую связано с
увеличением объема перевозок”, добавил эксперт нефтяного рынка Павел Строков. С его слов, на
авиатранспорте они с начала 2008 года выросли более чем на 20%. Производители топлива увеличили
поставки на внутренний рынок на 14%. “При таком усиленном потреблении и привязке цен к общемировым
введение регламента “О требованиях к автомобильному и авиационному топливу” приведет к тому, что осенью
мы просто упремся в стену, когда будет создан дефицит горючего.
Из этой ситуации есть только один выход отсрочить введение положений регламента и существенно его
доработать с учетом реальных возможностей ТЭК России. Если этого не будет сделано, осенью нас ожидает
рост цен, который даже трудно прогнозировать”, сообщил Строков.
Еще хуже в связи с новыми стандартами дела обстоят с авиатопливом. Наши авиаперевозчики должны будут
перейти с отечественного топлива ТС-1 на JET A 1. По мнению специалистов, это будет означать крах всей
нашей авиационной отрасли начиная с двигателестроения, которое заточено под ТС-1, и заканчивая
авиаперевозчиками. Их просто нечем будет заправлять. Цены на керосин, и без того выросшие за последние
полгода более чем на 70%, взлетят до небес.
Самое обидное, что используемое в РФ авиатопливо ничуть не уступает западным аналогам. Более того, как
убедительно доказали российские исследователи, превосходит их. Как они считают, переход на JET A 1 чисто
декларативный шаг.
Казалось бы, самое очевидное решение в таких условиях отсрочить введение нового регламента, чтобы не
усугублять и без того непростую ситуацию. Но как раз этого власти и не хотят делать. Не держать данное ранее
слово они считают дурным тоном, даже если в результате их обещаний с народа снимут последние штаны.
Впрочем, не с них же самих. И чего тогда бояться!
Ну а россиянам тогда только и останется, что в массовом порядке пересаживаться на гужевой транспорт,
который работает на биотопливе, даже не переработанном.