Инфляция: Запретить не удастся
NewFact    NewFact    NewFact     NewFact        NewFact         NewFact
Политика Экономика События Общество
Обзор СМИ
Новости дня
NF
То чего нет на ТВ
17.01.2008

Инфляция: Запретить не удастся

 
Ведомости, 17.01.2008, №7(2029), Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа
компании ФБК
 
Проблема растущей инфляции и безуспешные попытки справиться с ней будут доминантой экономической
жизни в 2008 г. Между тем власти явно недооценивают то, что происходит на этом фронте.
 
Как оценивать
 
Итак, инфляция по итогам 2007 г. составила 11,9%. Цифру эту можно оценивать по-разному. Можно, как и
сделали все высокие официальные лица, оценив минувший год как успешный в экономическом отношении,
посетовать, что вот только с инфляцией справиться не удалось. Запомнилась констатация одного из
федеральных чиновников, что, к сожалению, инфляция оказалась на четыре процентных пункта выше
запланированного уровня: надеялись-то на 8%-ный показатель по итогам года.
 
Интересно, вроде бы и правду говорят, но ведь оценки получились отнюдь не правдивые. Честнее было бы
сказать, что показатель инфляции в 2007 г. оказался в 1,5 раза выше планового уровня. По этому важнейшему
макроэкономическому показателю мы оказались отброшены на четыре года назад (в 2003 г. инфляция была
12,0%).
 
Можно подумать, какая разница? Ну получили 11,9% — будем исправляться. Но акценты чрезвычайно важны.
Если результат, как в данном случае, провальный, а вы оцениваете его как досадную неприятность, то никакой
эффективной работы над ошибками не может быть в принципе. Именно это сегодня и демонстрируется в
полной мере.
 
Вспомним, что называлось в качестве главных причин осеннего всплеска цен: рост цен на мировых рынках
сельхозпродукции и сговоры среди продавцов внутри страны. Так маленькие дети кивают, плача, на других,
когда нашкодят. Им ох как трудно бывает признать свою ответственность.
 
Поздно и неверно
 
Теперь посмотрим, что в последние месяцы реально делалось правительством для обуздания инфляции. Были
внесены коррективы в таможенно-тарифное регулирование. К примеру, снизили импортные пошлины на
молоко и повысили экспортные пошлины на пшеницу. Вполне разумная мера. Только с ее реализацией
безнадежно запоздали. Мировые цены на сельхозпродукцию начали быстро расти с осени 2006 г., нам же
понадобился год (!), чтобы что-то предпринять.
 
В добровольно-принудительном порядке попытались заморозить цены на некоторые виды хлеба, молока,
кефира низкой жирности, подсолнечного масла и т. д. Попытка убедить всех, что владельцы магазинов сами
проявили такую сознательность, выглядела и вовсе комичной. Не знаю, то ли экономические чиновники сами
себя хотели убедить в этом, то ли посчитали, что люди не понимают реалий применяемых сегодня методов
экономической политики.
 
Так или иначе, подобного рода меры никакого положительного действия не возымели. Цены на
продовольствие в ноябре и декабре продолжали расти очень быстро (на 1,9% и 1,6% соответственно). И
понятно почему: поставщики продукции стали ускоренно поднимать цены на продукты питания, не вошедшие
в «замороженный» перечень.
 
Еще весьма и весьма примечательное решение. В конце декабря 2007 г. правительство утвердило перечень
товаров, в отношении которых могут применяться меры по ограничению (запрету) их экспорта. Таким образом,
для товаропроизводителей появился еще один риск. В рыночной экономике все риски имеют цену. Выше риски
— выше цены. Так что очередной импульс для раскрутки инфляция получила.
 
Встает естественный вопрос: почему это возможно? Почему столь неэффективны попытки что-либо сделать?
Ответ на этот вопрос очень нужен, потому что начавшийся 2008 год или закрепит тенденцию раскручивания
маховика инфляции, или приостановит этот крайне нежелательный процесс.
 
Инфляционные факторы — 2008
 
Во-первых, резко выросли во многих регионах уже с 1 января тарифы на услуги ЖКХ (в среднем на 20%). Но
здесь мало констатировать этот факт. Важно поставить весьма неудобный для экономических властей вопрос:
почему вдруг в ускоренном темпе стали расти тарифы на услуги ЖКХ? Помнится, два года назад, когда
принималось решение о том, что теперь федеральные власти будут регулировать предельные темпы
индексации тарифов, объяснение этой меры как раз сводилось к тому, что регионы, мол, слишком быстро
поднимают цены на услуги ЖКХ, надо их попридержать. Вот и попридержали, приняв решение об ускоренной
индексации тарифов не только в 2008 г., но и на период до 2010 г.
 
Во-вторых, также ускоренно в ближайшие три года будут расти тарифы на электроэнергию (на 14% с 1 января
2008 г.) и на газ (на 25%).
 
В-третьих, увеличится вследствие роста мировых цен на нефть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
 
Можно называть и в-четвертых, и в-пятых, и в-шестых… Действительно, на раскручивание и
продолжающийся рост мировых цен на продовольствие действуют вбрасывание в экономику огромных
средств, предназначенных для институтов развития (640 млрд руб.), политические факторы (выборы),
повышение цен на телевизионную рекламу ввиду принятого решения о сокращении рекламного времени на
телевидении в прайм-тайм, повышение тарифов на проезд в общественном транспорте, резкое увеличение
тарифов за нарушение правил дорожного движения, значительно более высокий рост цен производителей в
2007 г. (на 20%, значит, жди соответствующей балансировки уже в году нынешнем в виде более быстрого роста
потребительских цен), рост цен на автомобили из-за введения «Евро-3» для автопроизводителей и т. д. Таким
образом, очень много факторов, объективных и не очень, будут работать на раскручивание инфляции.
 
Что планируется
 
О том, что уже сделано, говорилось выше. О том, что собираются сделать, лучшее представление дает проект
правительственного плана мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен. Можно
анализировать действенность этих мер, рассматривая каждый из 21 пункта. Но вот что характерно: из перечня
предлагаемых мер выполнение 13 должно завершиться подготовкой и направлением в правительство
соответствующих докладов (материалов). Будет ли принято в итоге какое-то решение? Неизвестно. Но пункт
плана будет считаться выполненным.
 
Это такая чиновничья хитрость. Вроде бы мера есть (к примеру, по оценке эффективности действующего
порядка регулирования тарифов на услуги ЖКХ), а решения нет, и будет ли оно — неизвестно.
 
Когда чиновникам нечего предложить, когда они сомневаются и реально не знают, что делать, — поступают
именно так. Подобное в бюрократической практике было всегда, но чтобы большинство предлагаемых мер
имело упомянутую выше форму представления документа — это беспрецедентно. Решили, что замораживанием
цен и запретом экспорта можно справиться с проблемой? Или вот сейчас как раз самое подходящее время для
принятия закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации»?
 
Экономика — не политика
 
Настало время еще раз вернуться к вопросу о том, почему именно таким образом экономические власти
пытаются решить проблему инфляции. После некоторых раздумий все становится яснее. Теория управляемой,
суверенной демократии оправдывает себя. При нынешнем консенсусе в политической элите и обществе
замечательно получаются нужные политические результаты: скомандовал, запретил, разрешил — необходимый
результат получил.
 
Неудивительно, что такая эффективность создает впечатление, что и в экономике также можно достичь
требуемого результата: заморозить цены, запретить экспорт, ужесточить требования к торговой деятельности и
т. п. Увы, в экономике названные методы не работают (более чем 70-летний социалистический эксперимент не
мог не научить этому). В экономике в отличие от политики гораздо больше объективного, чем субъективного. К
месту будет вспомнить и об экономике как о базисе.
 
По той же инфляции можно, конечно, на 2-3 процентных пункта скорректировать официальный годовой
показатель, как свидетельствуют результаты исследования ФБК двухлетней давности, но ведь не больше, так
как в противном случае все будет слишком уж очевидно. Самое печальное, что провал по инфляции 2007 г.,
похоже, ничему не научил официальные экономические власти.
 
В данной ситуации меньшее зло состоит в том, чтобы не предпринимались меры, аналогичные тому, что уже
пыталось сделать правительство. Не надо замораживать, не надо запрещать и т. п. Не переносите
административные меры в экономику. Она тем и замечательна, что любое привнесение-искажение в ней рано
или поздно исправляется. И компетентность, и ответственность власти состоит в том, чтобы это исправление
шло не через кризис, чего в российской истории было с избытком, а через своевременное и профессиональное
решение назревающих проблем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайт управляется системой uCoz