Плата за вред
NewFact    NewFact    NewFact     NewFact        NewFact         NewFact
Политика Экономика События Общество
Обзор СМИ
Новости дня
NF
То чего нет на ТВ
06.10.2008

Плата за вред

В борьбе с коррупцией одним из главных методов становится конфискация имущества. Но дискуссия о
ее применении продолжается
 
Ведомости, 06.10.2008, №188(2210), Наталья Костенко, Анастасия Корня
 
Вечером 3 сентября в Госдуму внесены четыре антикоррупционных законопроекта. В конечном варианте они
были одобрены на президентском совете 30 сентября, но борьба за отдельные новеллы продолжится в Госдуме
и Общественной палате.
 
Непобедима
57% россиян считают, что коррупция в России непобедима, лишь 29% верят в возможность ее искоренения, показал
опрос ФОМ, проведенный 9-10 августа среди 1500 респондентов. По данным предыдущего такого опроса, в марте 2008
г., верящих в победу над коррупцией было 34%
 
Новый порядок конфискации
 
Расширяется список статей, за которые полагается конфискация (поправки в Уголовный кодекс): незаконное
получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183);
заведомо ложная дача показаний, заключение эксперта, неправильный перевод при предварительном
расследовании (ст. 307); посягательство на жизнь судей, сотрудников следствия и прокуратуры, а также их
близких (ст. 295); отказ свидетеля или потерпевшего от заявленного ими ранее (ст. 308); подкуп свидетелей или
принуждение к даче ложных показаний или неправильному переводу (ст. 309); подделка подписей избирателей
(ч. 2 ст. 142), подкуп избирателей или сотрудников избиркомов (ч. 2 ст. 141) и финансирование избирательной
кампании помимо избирательного фонда (ст. 141.1).
 
Конкретизировано само понятие «конфискации». Теперь оно понимается не только как «принудительное
безвозмездное обращение в собственность государства», но и «изъятие». А основанием для применения
конфискации становится не решение суда, а обвинительный приговор. Понятие «компенсация ущерба»
заменено «компенсацией вреда».
 
Это более четкая формулировка, она гарантирует, что огульного наложения ареста на имущество не будет,
считает адвокат Владимир Жеребенков: была опасность, что все коммерческие споры будут решать таким
способом. Заменив «ущерб» на «вред», законодатель предусмотрел, что вопрос о моральном вреде будет
решаться в уголовном порядке, а раньше людям приходилось возбуждать гражданский процесс, объясняет он.
 
Адвокат компании «
Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Степанов считает, что введение конфискации по ст.
183 направлено против людей, которые помогают рейдерам получить закрытую информацию: данные о
физлицах, налоговую отчетность, финансовые движения, принадлежность имущества. Борясь с разглашением
банковской тайны, авторы законопроекта надеются решить проблему утечки информации о проводках
платежей, которая то и дело появляется на рынке, полагает Степанов.
 
Жеребенков возражает против нормы, возлагающей материальную ответственность на свидетелей за ложную
дачу показаний: «Под эту сурдинку можно изъять все имущество — конкретизировать вред, нанесенный
ложной дачей показаний или неправильным заключением, невозможно».
 
Конфискация в отношении юридических лиц применяется в том случае, если произошла незаконная передача
от его имени «должностному лицу» (коммерческой или иной организации) денег, ценных бумаг иного
имущества, а также услуг имущественного характера за совершение им действия (бездействия) в интересах
юрлица. В этом случае предусматривается наложение штрафа в трехкратном размере переданных благ (но не
менее 1 млн руб.), плюс конфискация взятки.
 
Пока нет оппозиции, которая могла бы требовать реальных антикоррупционных действий, борьба с коррупцией
бессмысленна, считает президент фонда «Индем»
Георгий Сатаров: это борьба с собственностью
коррупционеров или за их собственность. Это все равно, что морить тараканов, смеется он: самые сильные
выживают и размножаются.
 
Член президентского совета
Анатолий Кучерена обещает, что применение конфискации по статьям 307, 308 и
309 еще будет обсуждаться — в Госдуме при подготовке пакета ко второму чтению и в Общественной палате.
 
Работник-работодатель
 
В антикоррупционном пакете законопроектов, который 30 сентября был одобрен советом по противодействию
коррупции под председательством президента Дмитрия Медведева, говорилось, что после увольнения
чиновники в течение двух лет не будут иметь права занимать должности в коммерческих структурах, с
которыми были связаны на госслужбе, если только на это не согласится их бывшее начальство. По словам
руководителя администрации президента Сергея Нарышкина, сначала был просто запрет, но это вызвало «ряд
замечаний» и чиновникам все-таки разрешат согласовывать переход на работу в бизнес с позволения. Но в
документе, который внесен в Госдуму, говорится, что такое решение должна принимать комиссия по
урегулированию конфликта интересов. Этот порядок распространяется и на муниципальных служащих. В
случае нарушения бывшему чиновнику или его нанимателю без образования юридического лица грозит штраф
20 000-50 000 руб., работодателю — юридическому лицу — 100 000-500 000 руб.
 
Ограничение на трудоустройство чиновников в «подведомственные» коммерческие структуры было еще в
законе о госслужбе, который действует с 2005 г., помнит Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики
госуправления Высшей школы экономики, но оно не работало: механизмов контроля и санкций за нарушение
такого ограничения не было предусмотрено.
 
Первый зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков считает, что в любом случае внесение
антикоррупционного пакета важное событие, а сам законопроект проработан системно — ссылок на
подзаконные акты в нем почти нет. И русскоязычная, и англоязычная версии и национального плана по борьбе
с коррупцией, и всех законов появится на официальном сайте президента России
kremlin.ru, дискуссии пройдут
в регионах и обществе. Это будет учтено, по его мнению, в докладе Graco («Группа стран против коррупции»),
которая должна в декабре оценить состояние борьбы с коррупцией в России. К этому времени предполагается,
что весь пакет законопроектов будет уже принят.
 
Гришанков считает, что в законе должно быть более четко прописано понятие «коррупционное
правонарушение», а вопросы конфискации имущества должны найти развитие не в сторону увеличения
количества статей, а в сторону продуманного механизма их применения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайт управляется системой uCoz